В сакральной иерархии традиционной колористики казахов занимает свое место «кызыл» (красный). Он, семантически связанный с солнцем и его производным — огнем, использовался чаще всего в значении «юный, новорожденный». Поэтому в южных регионах женский свадебный костюм (чапан) шился из сукна красного цвета и орнаментировался растительными розетками, символизирующими солнце. Красный издавна считался у тюрков сильным оберегом и мог выступать как геральдический знак власти.
Этот цвет фигурирует и в семейной обрядности казахов. Например, согласно обычаю, к жилищу, где только что родился верблюжонок, привязывали красное полотно (флаг). Топонимы с лексемой «кызыл» обозначают жизнь и юг/южную сторону. Например, қызылтепе — южный холм, қызылтаг — южная гора и т.д. В целом, у казахов красный – жизнеутверждающий цвет. Основной тон традиционных ворсовых ковров — многообразные оттенки от красного до бордового, что символически маркировало Срединный мир, мир живых. Значимость красного проявляется и в оформлении штандартов тюрко-монгольских народов.
В тюркской культуре красный – выразитель родства, связи поколений, силы, энергии, героического характера и, наконец, радости, победы. У многих тюркских народов в эпических сказаниях этим цветом выражается батырство.
Не менее популярен этот цвет и в мировой культуре: в Китае — символ удачи и процветания; у полинезийцев — синоним слова «возлюбленный»; у христиан – цвет жертвенной крови; у египтян связан с дьявольским богом Сетом и враждебным змеем Апопом; в Японии красный связан с богиней Аматерасу – прародительницей японского народа и т.д. Как и другие цвета, красный в мировой культуре мог иметь различные значения, варьирующиеся от положительного до отрицательных. Он может быть агрессивным (цвет ада и дьявола) и величественным (цвет любви, власти).